Когда и кому нужен анализ конкурентов?Анализ конкурентов нужен ВСЕМ и ВСЕГДА!
На этапе запуска бизнеса анализ конкурентов позволяет понять, как вообще запуститься в выбранной нише, сколько в этой нише можно заработать, как заработать свои первые деньги и позволит понять кто лидеры рынка, сколько они зарабатывают и как они зарабатывают.
Для действующего бизнеса анализ конкурентов позволяет понять, как масштабироваться и увеличить свою выручку кратно - в 10, в 100 или в 1000 раз! Анализ позволит понять, как масштабируются конкуренты, какие инструменты они используют и какие бизнес-модели наиболее жизнеспособны на этом рынке.
Когда еще нужен анализ конкурентов?- Вывод на рынок нового продукта;
- Увеличение продаж текущего продукта;
- Запуск новых рекламных компаний;
- Масштабирование;
- Переупаковка бизнеса/продукта;
- Волнения на рынке;
- Смена экономической или политической ситуации.
Этапы анализа:
- Четко определить цель анализа
- Понять кто вообще есть на рынке и провести обзор конкурентов
- Определить критерии, по которым будем проводить анализ конкурентов
- Провести анализ конкурентов
- Определить список инструментов, работающих у конкурентов
Этап 1. Цель анализаЦель анализа определяется исходя из ваших критериев, во-первых, сколько Вы хотите зарабатывать и какую долю рынка Вы хотите занять (точка Б), а во-вторых, определить на каком этапе Вы сейчас находитесь (точка А).
Чаще всего, ключевая цель анализа - понять, как вырастить компанию.
Пример цели:Стать лидером рынка среди салонов красоты, за счет внедрения наиболее эффективных инструментов, определяемых в ходе проведения анализа конкурентов.
Задачи анализа:- Узнать способы масштабирования лидеров ниши;
- Определить наиболее быстрорастущие бизнес-модели;
- Определить ключевые показатели основных конкурентов и сравнить их со своими;
- Выписать и внедрить наиболее эффективные инструменты.
Этап 2. Обзор конкурентовЗадачи обзора конкурентов:- Понять, что происходит в выбранной нише;
- Оценить потенциал развития ниши;
- Определить лидеров ниши.
Чтобы определить, каких конкурентов нужно смотреть, нужно понять “где я сейчас?”. Иными словами, определить точку А.
В нашем случае, поскольку мы только запускаем бизнес, необходимо рассматривать локальных конкурентов, работающих в рамках выбранного нами города.
Также, можно рассмотреть филиальные и франчайзинговые сети, поскольку открыться под чьим-то брендом и чьим-то руководством гораздо проще.
Для развития уже имеющегося бизнеса целесообразно рассматривать конкурентов, уже имеющих франчайзинговую или филиальную сеть, сетевых конкурентов и выбирать наиболее подходящие нам инструменты масштабирования.
Критерии обзора конкурентов:- Ассортиментная матрица;
- Год запуска;
- Количество филиалов;
- Юридическая информация;
- Оценочная выручка/прибыль.
ГДЕ НАЙТИ?Ассортиментная матрица:
- Сайт компании;
- Соц.сети;
- Прайсы/Коммерческие предложения;
- Оффлайн точки;
- Звонки и мессенджеры;
Год запуска бизнеса:- История компании (сайт/соц.сети);
- Франчайзинговые сайты;
- Звонки;
- Инстаграм/Вк (долистать до начала ленты);
- Юр.информация;
Количество филиалов:- Сайт компании;
- Соц.сети (аккаунты по городам);
- Звонки и мессенджеры;
- 2ГИС;
- Франчайзинговые сайты;
Юридическую информацию:- Найти реквизиты в соц.сетях компании;
- Найти реквизиты на сайте компании;
Оценочная выручка/прибыль:- Оценить в открытых источниках (Статистические центры, Государственные сайты и структуры);
Чтобы определить лидеров рынка в выбранной нише, необходимо определить компании, соответствующие нашим критериям и выбрать из них ТОП 10. Лидеров рынка чаще всего определяют по выручке или чистой прибыли.
Этап 3. Критерии анализа конкурентовКоличественные:- Выручка
- Полная сумма выполненных обязательств предприятием или предпринимателем перед своим покупателем в результате реализации произведенной продукции, услуг, работ за определенный период (день/месяц/квартал/год)
- Чистая прибыль
- Выручка - постоянные расходы минус - расходы = прибыль
- Рентабельность
- Чистая прибыль / Выручку * 100%
- Количество продаж (чеков)
- Общее количество покупок, совокупно совершенное клиентской базой в рамках обозначенного периода (день/неделя/месяц/квартал/год и т.д.)
- Средний чек
- Выручка / Количество продаж (чеков)
- Маркетинговый бюджет
- Общая сумма затрат на привлечение клиентов
- Количество клиентов
- Клиентская база, которая совершили покупки в рамках обозначенного периода (день/неделя/месяц/квартал/год и т.д.)
- Стоимость клиента
- Маркетинговый бюджет / Количество клиентов
Качественные:- Каналы продаж
- Точка продажи нашего продукта, где клиент может непосредственно приобрести этот продукт, закрепив фактом оплаты (сайт, маркетплейс, оффлайн точка, колл-центр, соц.сеть, агент и т.д.)
- Продуктовая воронка
- Продукты и услуги, с помощью которых конкуренты удерживают клиента (Lead magnet, Tripwire, Core Offer, Profit Maximizer, Recurrent Payment и пр.)
- Маркетинговая стратегия
- Совокупность инструментов и методов привлечения аудитории
- Алгоритм продаж
- Цепочка касаний с клиентом от момента знакомства с компанией до момента совершения покупки
- Точки касания с аудиторией
- Каналы и инструменты, с помощью которых потенциальный клиент может узнать информацию о нашем продукте/услуге, но не обязательно купить
- Скрипты продаж
- Способы ответа на возражения клиента с целью “закрытия” его на продажу
Этап 4. Проведение анализа конкурентовИсточники информации для проведения анализа конкурентов:- Сеть интернет;
- Клиенты конкурента;
- Сотрудники или бывшие сотрудники;
- Сам собственник бизнеса;
- Инвесторы;
- Поставщики и подрядчики;
- Партнеры.
Алгоритм проведения анализа конкурентов:1. Изучаем базовую информацию в интернете о конкуренте и выявляем возможные точки касания (каналы привлечения), Продуктовую воронку и т.д.:
- Сайт;
- Социальные сети компании;
- Карты;
- Рекламные компании;
- Отзывы.
Используемые инструменты:- Библиотека рекламы Facebook;
- Spy words;
- Spy metrics;
- Popsters;
- Keys.So;
- Similarweb;
- Serpstat и т.д.
2. Изучаем информацию о клиентах конкурента и выявляем точки касания (каналы привлечения), Продуктовую воронку, NPS и др.:
- Отзывы;
- Социальные сети клиентов;
- Оффлайн.
Используемые инструменты:- Звонки;
- Переписка;
- «Тайный клиент»;
- Опросы их клиентов.
3. Общаемся с сотрудниками компании (бывшими/действующими) и выявляем точки касания (каналы привлечения), Обработка возражений, Продуктовая воронка, Выручка, Кол-во клиентов, Загрузка и многое другое:
- Сайт;
- Социальные сети компании;
- Социальные сети сотрудников;
- Оффлайн.
Используемые инструменты:- Звонки;
- Переписка;
- Живое общение;
- Хантинг сотрудников;
- Консультация;
- «Тайный клиент»;
- «Тайный сотрудник».
4. Выходим на связь с собственниками компаний-конкурентов и выявляем всё:- Социальные сети компании;
- Социальные сети собственника;
- Сотрудники компании;
- Оффлайн.
Используемые инструменты:- Звонки;
- Переписка;
- Живое общение;
- Сотрудничество/партнерство;
- Интервью;
- Консультация;
- Наставничество.
5. Ищем инвесторов компании, если таковые имеются, под предлогом инвестирования в Ваш проект и выявляем выручку и прибыльность конкурента, механику взаимодействия с инвестором, их отчетность и практически все показатели эффективности (возможно еще другие критерии):
- Социальные сети компании;
- Сайт;
- Сотрудники компании;
- Собственник компании;
- Бизнес-мероприятия;
- Инвестиционные ярмарки.
Используемые инструменты:- Звонки;
- Интервью;
- Консультация;
- Наставничество;
- Инвестиционное предложение.
6. Ищем поставщиков/подрядчиков конкурента и выявляем объемы и условия поставок/сотрудничества, частоту повторных закупок, периодичность расчетов, возможно некоторые экономические показатели:
- Отпускаемая продукция конкурента;
- Сайт;
- Сотрудники компании;
- Собственник компании.
Используемые инструменты:- Звонки;
- Переписка;
- Коммерческие предложения/прайсы поставщика;
- Оффлайн встречи;
- Сотрудничество.
Этап 5. Определяем внедряемые инструментыЧтобы определить какой из инструментов стоит внедрять, следует ответить всего на два вопроса:
- Использует ли этот инструмент лидер рынка?
- Приносит ли этот инструмент прибыль?
Если оба ответа “ДА”, то это нужный нам инструмент.
Перед внедрением инструмента в работу своей компании, необходимо сформулировать гипотезу, которая звучит примерно так:
- “Если я буду вкладывать на оффлайн маркетинг 10$ в день, это принесет мне 100 новых клиентов”
Всё, что нам остается - мониторить результаты внедрения нового инструмента, фиксировать получаемые значения и оценивать эффективность проводимых мероприятий!