Налоговая проверка
То, что налоговые органы всегда начеку, это знают все. «Неожиданный» приезд налоговой инспекции в организацию может заставить нервничать даже самого успешного руководителя.
Помните, что налоговые органы не вправе нагрянуть без предупреждения или не имея на то весомых оснований, у них должны быть документы основания на проверку.


1. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ, ПРИМЕНЯЕМЫХ ИНСПЕКТОРАМИ ФНС


Критерии оценки, применяемые ФНС:
1. Небольшие суммы налоговых платежей
Организация обратит на себя внимание налоговой службы, если налоговые платежи существенно ниже отчислений аналогичных конкурирующих организаций.
Среднее значение налоговых исчислений определяется в соответствии с:
  • Средним объемом оборотных средств в данном виде предпринимательской деятельности (по информации Росстата);
  • Суммой внесенных налоговых платежей.
Примечание!
Достаточно или нет организации уплачивает налогов зависит только от суждения инспекторов Федеральной налоговой службы.
2. Бесконечные убытки в отчетности
Подача бухгалтерией убыточной отчетности на протяжении двух и более лет подряд может стать основанием налоговой проверки.

3. Огромные суммы налоговых вычетов
Вызывает подозрение факт превышения отчисления по НДС за год больше 89% от общей суммы уплаченных налогов. Даже в случае если проверку организации не назначат, объяснения перед налоговой комиссией партнеру не избежать.

4. Расходы растут, а доходы нет
Увеличение доходов организации должно, соответственно, увеличивать расходы организации. Дисбаланс этих двух значений может стать основанием проверки со стороны налоговых органов или объяснения перед комиссией.

5. Низкий уровень зарплаты сотрудников
Оплата труда персонала организации должна соответствовать уровню заработных плат в данной отрасли в пределах одной территориальной единицы. Партнера могут вызвать как руководителя, на объяснение перед налоговой комиссией. Пояснения при беседе с налоговой могут быть, такие:
  • Сотрудники организации оформлены по расширенному социальному пакету, составляющие больше, чем 5 тыс. руб. (документальное подтверждение у Вас, конечно, есть);
  • Снижение активности в кризисный период стало основанием временного снижения фонда оплаты труда.

Периодический мониторинг среднего уровня дохода сотрудников организации поможет избежать неприятных объяснений на заседании налоговой комиссии.
Для сбора информации можно оперировать следующими источниками:
  • Официальный региональный интернет-портал Росстата;
  • Электронные или печатные сборники экономико-статистических материалов Росстата;
  • Сайты территориальных отделений ФНС.

Самый простой подход - подать запрос о предоставлении информации об уровне средней заработной платы в ближайшем отделении ФНС или Росстата. Помните, аналитика не бывает лишней, особенно в период ожидания налоговой проверки.

6. Приближение к максимальным показателям специальных налоговых режимов
Существуют предельные значения показателей налоговой нагрузки. При применении любого специального режима налогообложения приближение к крайним значениям менее чем на 5% дает определенный сигнал инспекторам ФНС. Данные организации могут быть сфабрикованы для того, чтобы избежать переплат, связанных с переходом на иную систему налогообложения.


7. Незначительная разница между суммами расходов и доходов
На этот критерий стоит обратить внимание всем индивидуальным предпринимателям. Так, по годовой отчетности сумма затрат не должна превышать 83% от объема доходов, то есть, по законодательно установленным нормам, налогом должны облагаться минимум 17% от доходной денежной массы. Иное обстоятельство вызовет подозрение налоговиков.

8. Заключение договоров без последующей выгоды
Заключение договоров, ненесущих для организации очевидной экономической выгоды, всегда станет основанием проверки с целью выявления серьезных налоговых нарушений. На практике, во время проверки организации появление подобных договоров связано с обращением к различным посредникам, которые оказывают услуги по поиску клиентов или поставщиков.

9. Отсутствие пояснений в ответ на запрос из налоговой
Итогом камеральных проверок организации могут быть выявлены некоторые несоответствия установленным требованиям ФНС:
  • Ошибки/опечатки в отправленных декларациях;
  • Неточные декларируемые сведения и др.
В подобных ситуациях обязанностью инспекторов ФНС будет требование объяснений, в ответ на которые нужно предоставить письменный ответ. По закону, срок предоставления объяснений равен 5-ти рабочим дням.

10. Неоднократное изменение места нахождения организации
Изменения места нахождения организации должно быть зафиксировано в местном налоговом органе после снятия с учета в предыдущем. Некоторые коммерсанты прибегают к способу с изменением юридического адреса организации как к методу «борьбы» с выездными проверками. Однако на практике действия разворачиваются по следующей схеме:
  • Налоговикам становится известен замысел коммерсанта, за следующие семь суток принимается решение о приезде комиссии и направляется письмо с уведомлением управляющему организации;
  • Комиссия из ФНС приезжает даже в том случае, если организация числится уже за другим региональным отделением налоговой службы.

11. Уровень рентабельности фирмы существенно ниже уровня рентабельности всей отрасли
Уровень рентабельности предприятия рассчитывается, исходя из данных в отправленных декларациях. Это же значение всей отрасли – из данных статистики. При снижении параметра организации менее чем на 10% от средней по отрасли есть повод сделать выезд налоговой проверки.

12. Высокий уровень налоговых рисков
Определенные стратегии ведения бизнеса, имеющие высокий налоговый риск, направляются на произвольное получение налоговой выгоды. Вот факторы, способствующие росту налогового риска:
  • В договорах по различным сделкам нет реквизитов (или они предоставлены не в полном объеме) директоров или иных ответственных лиц;
  • Полномочия директоров или иных ответственных лиц компаний-контрагентов не подтверждены документально;
  • Нет реквизитов компаний-контрагентов, местонахождения их складов/производства;
  • Нет информации о компаниях-контрагентах (в Интернете, СМИ);
  • Компания-контрагент не зарегистрирована в ЕГРЮЛ.

Наличие одного из этих факторов определяет контрагента как сомнительного, а значит и сделки с ним имеют повышенный риск.
Признаки повышенного риска:
  • Сомнительный контрагент занимает в сделке посредническое звено;
  • Договор сделки имеет сомнительные условия (нет предоплаты при отправке крупной партии продукции, не предоставляются гарантии, оплата продукции производится через посредника или имеет длительную отсрочку платежа и др.);
  • Наблюдается увеличение долга заказчика, но продукция на его адрес продолжает прибывать, мероприятия по ликвидации долга не проводятся;
  • Оформляются займы с отсутствием обеспечения, приобретаются или реализуются неликвидные векселя;
  • На погашение задолженности дается три и более лет;
  • Больший процент затрат юридического лица/ИП приходится на сделки с сомнительными контрагентами.

Все налогоплательщики периодически проходят оценку налоговой службой по данным 12 критериям. ФНС регулярно получает информацию от банковских организаций, учреждений государственной структуры, контрагентов и т.д.
В случае, если Ваша организация отмечена по одному или двум вышеперечисленным пунктам, не стоит сильно переживать. Порядка 90% подобных сценариев заканчивается обычной беседой с комиссией налоговиков. Бояться в этом случае не нужно, а вот хоть формально, но поправить несоответствия необходимо. В случае, когда оценка зафиксирована по большему числу критериев, необходимо полностью пересмотреть подход к деятельности организации. Тихое и незаметное «поведение» налоговой может прекратиться в любой, чаще всего, самый неподходящий момент, и тогда неприятностей не избежать.

Итоги проведенной проверки основаны на следующих действиях:
  • Проверяется, насколько организация соответствует каждому из 12 критериев;
  • Выявленные несоответствия суммируются;
  • Сумма подсчитанных нарушений сравнивается с допустимыми (по мнению инспектора) пределами, и, в случае серьезных отклонений, назначается проверка организации Федеральной налоговой службой.

НК РФ Статья 93. Истребование документов при проведении налоговой проверки

2. ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК


Налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов:

Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (проводится каждый раз после сдачи декларации) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. И проводится она только по истечению трех лет с момента регистрации юр. лица.
Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать:
  • полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;
  • предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;
  • периоды, за которые проводится проверка;
  • должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.
Примечание!
Налоговые органы не вправе проводить в отношении одного налогоплательщика более двух выездных налоговых проверок в течение календарного года, за исключением случаев принятия решения руководителем ФНС.

3. ЧТО ПРОВЕРЯЕТ ФНС


Для Федеральной налоговой службы не существует единого перечня документов, которые ее сотрудники запрашивают в ходе мероприятия, поэтому предприниматель должен быть готов предоставить любые финансовые бумаги:
  • Регистры налогового учета;
  • Первичные бухгалтерские документы;
  • Договоры с поставщиками и подрядчиками;
  • Договоры с сотрудниками;
  • Акты, платежки;
  • Книги учета расходов и доходов;
  • Листки нетрудоспособности.

Кроме перечисленных документов, налоговики вправе потребовать документы о выплате декретных пособий, учредительные документы, страховые взносы и другие. Все, что связано с деньгами, налогами и отчислениями становится предметом внимания налоговой службы.

НК РФ Статья 94. Выемка документов и предметов

4. КАК ПРОХОДИТ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА


Партнер обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.

Процедуру камеральной налоговой проверки можно разделить на несколько этапов:
1. Визуальное ознакомление и проверка заполнения всех необходимых реквизитов. Так, в представленной налогоплательщиком декларации может быть нечетко прописан или отсутствовать вовсе какой-либо обязательный реквизит (ИНН или налоговый период), который позволяет идентифицировать декларацию. В таком случае налоговики уведомляют организацию или индивидуального предпринимателя о необходимости представить полностью заполненную декларацию;
2. Проверка правильности исчисления налоговой базы;
3. Проверка правильности арифметического подсчета данных, отраженных в декларации, исходя из взаимоувязки показателей строк и граф, предусмотренных ее формой;
4. Проверка обоснованности заявленных налоговых вычетов;
5. Проверка правильности примененных налогоплательщиком ставок налога и льгот, их соответствия действующему законодательству.

При проверке правильности исчисления налоговой базы проводится камеральный анализ, включающий:
  • Проверку логической связи между отдельными отчетными и расчетными показателями, необходимыми для исчисления налоговой базы;
  • Проверку сопоставимости отчетных показателей с аналогичными показателями предыдущего отчетного периода;
  • Взаимоувязку показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций, а также отдельных показателей деклараций по различным видам налогов;
  • Оценку данных бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций с точки зрения их соответствия имеющимся в налоговом органе данным о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, полученным из других источников.

В последний день проведения выездной проверки составляется справка о проведенной выездной налоговой проверке. Дата составления справки (дата справки) фиксирует окончание выездной проверки.
Пример:
Налоговый инспектор А.А.Иванов проводил выездную проверку организации и 20 октября 2020 года инспектор составил справку о проведенной выездной налоговой проверке. Таким образом, датой окончания проведения проверки является 20 октября 2021 года.
После получения акта камеральной проверки можно подать на него возражения. Это следует из положений п. 6 ст. 100 НК РФ, согласно которым в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, можно представить письменные возражения по акту в целом или по его отдельным положениям.
Срок представления таких возражений - 30 дней со дня получения акта налоговой проверки. К письменным возражениям налогоплательщик вправе приложить документы (их заверенные копии), подтверждающие их обоснованность.

По результатам рассмотрения материалов проверки ФНС выносит решение (п. 7 ст. 101 НК РФ):
- о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
- об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Примечание!
Решение, принятое по результатам камеральной проверки, вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения налогоплательщику. Оспорить такое решение можно путем подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или суд.

5. СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРКИ


Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика, но в том случае, если налогоплательщик не может предоставить помещение для проведения выездной проверки, она проводится по месту нахождения налогового органа.
Выездная проверка налогоплательщика проводится в течение 2 месяцев.
Срок проведения выездной проверки может быть продлен до 4 или 6 месяцев в следующих случаях:
1. Налоговый орган получил информацию, которая свидетельствует о возможном нарушении налогового законодательства и требует дополнительной проверки;
2. На территории, где проводится проверка, случился потоп, наводнение, пожар или другие чрезвычайные происшествия;
3. Вы не представили в установленный срок документы по требованию налоговых органов;
4. Имеются иные обстоятельства.
Примечание!
Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

6. НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ШТРАФНЫЕ МЕРЫ


По итогам камеральной налоговой проверки налогоплательщику могут назначить:
  • Доначисление налога;
  • Начисление пени;
  • Штраф.
За непредставление в установленный срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) влечет:
  • Штраф на сумму от 300 до 500 руб.;
  • Если сумма налога к уплате по декларации составляет 0 руб., - штраф в размере 1000 руб.;
  • Штраф в размере 5% за уплаченную в срок сумму налога (страховых взносов);
  • Закрытие счет налогоплательщика в банке.
За непредставление документа штраф – 200 руб. за каждый непредоставленный документ.

7. КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКЕ


Понизить или совсем исключить риски возможно такими методами, как:
1. Рассчитывая налоговую базу за отчетный период, не показывать в расходах действия по сомнительным договорам;
2. Уточненная таким образом налоговая отчетность Вашей организации подается в сопровождении с Пояснительной запиской;
3. Налоговая инспекция должна быть в курсе принятых вами мер по снижению рисков.
4. Периодический мониторинг среднего уровня дохода сотрудников Вашей организации, избежать неприятных объяснений на заседании налоговой комиссии.