2. Бесконечные убытки в отчетностиПодача бухгалтерией убыточной отчетности на протяжении двух и более лет подряд может стать основанием налоговой проверки.
3. Огромные суммы налоговых вычетовВызывает подозрение факт превышения отчисления по НДС за год больше 89% от общей суммы уплаченных налогов. Даже в случае если проверку организации не назначат, объяснения перед налоговой комиссией партнеру не избежать.
4. Расходы растут, а доходы нетУвеличение доходов организации должно, соответственно, увеличивать расходы организации. Дисбаланс этих двух значений может стать основанием проверки со стороны налоговых органов или объяснения перед комиссией.
5. Низкий уровень зарплаты сотрудниковОплата труда персонала организации должна соответствовать уровню заработных плат в данной отрасли в пределах одной территориальной единицы. Партнера могут вызвать как руководителя, на объяснение перед налоговой комиссией. Пояснения при беседе с налоговой могут быть, такие:
- Сотрудники организации оформлены по расширенному социальному пакету, составляющие больше, чем 5 тыс. руб. (документальное подтверждение у Вас, конечно, есть);
- Снижение активности в кризисный период стало основанием временного снижения фонда оплаты труда.
Периодический мониторинг среднего уровня дохода сотрудников организации поможет избежать неприятных объяснений на заседании налоговой комиссии.
Для сбора информации можно оперировать следующими источниками:
- Официальный региональный интернет-портал Росстата;
- Электронные или печатные сборники экономико-статистических материалов Росстата;
- Сайты территориальных отделений ФНС.
Самый простой подход - подать запрос о предоставлении информации об уровне средней заработной платы в ближайшем отделении ФНС или Росстата. Помните, аналитика не бывает лишней, особенно в период ожидания налоговой проверки.
6. Приближение к максимальным показателям специальных налоговых режимовСуществуют предельные значения показателей налоговой нагрузки. При применении любого специального режима налогообложения приближение к крайним значениям менее чем на 5% дает определенный сигнал инспекторам ФНС. Данные организации могут быть сфабрикованы для того, чтобы избежать переплат, связанных с переходом на иную систему налогообложения.
7. Незначительная разница между суммами расходов и доходовНа этот критерий стоит обратить внимание всем индивидуальным предпринимателям. Так, по годовой отчетности сумма затрат не должна превышать 83% от объема доходов, то есть, по законодательно установленным нормам, налогом должны облагаться минимум 17% от доходной денежной массы. Иное обстоятельство вызовет подозрение налоговиков.
8. Заключение договоров без последующей выгодыЗаключение договоров, ненесущих для организации очевидной экономической выгоды, всегда станет основанием проверки с целью выявления серьезных налоговых нарушений. На практике, во время проверки организации появление подобных договоров связано с обращением к различным посредникам, которые оказывают услуги по поиску клиентов или поставщиков.
9. Отсутствие пояснений в ответ на запрос из налоговойИтогом камеральных проверок организации могут быть выявлены некоторые несоответствия установленным требованиям ФНС:
- Ошибки/опечатки в отправленных декларациях;
- Неточные декларируемые сведения и др.
В подобных ситуациях обязанностью инспекторов ФНС будет требование объяснений, в ответ на которые нужно предоставить письменный ответ. По закону, срок предоставления объяснений равен 5-ти рабочим дням.
10. Неоднократное изменение места нахождения организацииИзменения места нахождения организации должно быть зафиксировано в местном налоговом органе после снятия с учета в предыдущем. Некоторые коммерсанты прибегают к способу с изменением юридического адреса организации как к методу «борьбы» с выездными проверками. Однако на практике действия разворачиваются по следующей схеме:
- Налоговикам становится известен замысел коммерсанта, за следующие семь суток принимается решение о приезде комиссии и направляется письмо с уведомлением управляющему организации;
- Комиссия из ФНС приезжает даже в том случае, если организация числится уже за другим региональным отделением налоговой службы.
11. Уровень рентабельности фирмы существенно ниже уровня рентабельности всей отраслиУровень рентабельности предприятия рассчитывается, исходя из данных в отправленных декларациях. Это же значение всей отрасли – из данных статистики. При снижении параметра организации менее чем на 10% от средней по отрасли есть повод сделать выезд налоговой проверки.
12. Высокий уровень налоговых рисковОпределенные стратегии ведения бизнеса, имеющие высокий налоговый риск, направляются на произвольное получение налоговой выгоды. Вот факторы, способствующие росту налогового риска:
- В договорах по различным сделкам нет реквизитов (или они предоставлены не в полном объеме) директоров или иных ответственных лиц;
- Полномочия директоров или иных ответственных лиц компаний-контрагентов не подтверждены документально;
- Нет реквизитов компаний-контрагентов, местонахождения их складов/производства;
- Нет информации о компаниях-контрагентах (в Интернете, СМИ);
- Компания-контрагент не зарегистрирована в ЕГРЮЛ.
Наличие одного из этих факторов определяет контрагента как сомнительного, а значит и сделки с ним имеют повышенный риск.
Признаки повышенного риска:
- Сомнительный контрагент занимает в сделке посредническое звено;
- Договор сделки имеет сомнительные условия (нет предоплаты при отправке крупной партии продукции, не предоставляются гарантии, оплата продукции производится через посредника или имеет длительную отсрочку платежа и др.);
- Наблюдается увеличение долга заказчика, но продукция на его адрес продолжает прибывать, мероприятия по ликвидации долга не проводятся;
- Оформляются займы с отсутствием обеспечения, приобретаются или реализуются неликвидные векселя;
- На погашение задолженности дается три и более лет;
- Больший процент затрат юридического лица/ИП приходится на сделки с сомнительными контрагентами.
Все налогоплательщики периодически проходят оценку налоговой службой по данным 12 критериям. ФНС регулярно получает информацию от банковских организаций, учреждений государственной структуры, контрагентов и т.д.
В случае, если Ваша организация отмечена по одному или двум вышеперечисленным пунктам, не стоит сильно переживать. Порядка 90% подобных сценариев заканчивается обычной беседой с комиссией налоговиков. Бояться в этом случае не нужно, а вот хоть формально, но поправить несоответствия необходимо. В случае, когда оценка зафиксирована по большему числу критериев, необходимо полностью пересмотреть подход к деятельности организации. Тихое и незаметное «поведение» налоговой может прекратиться в любой, чаще всего, самый неподходящий момент, и тогда неприятностей не избежать.
Итоги проведенной проверки основаны на следующих действиях:- Проверяется, насколько организация соответствует каждому из 12 критериев;
- Выявленные несоответствия суммируются;
- Сумма подсчитанных нарушений сравнивается с допустимыми (по мнению инспектора) пределами, и, в случае серьезных отклонений, назначается проверка организации Федеральной налоговой службой.
НК РФ Статья 93. Истребование документов при проведении налоговой проверки2. ВИДЫ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК
Налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов:
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (проводится каждый раз после сдачи декларации) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании
решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. И проводится она только по истечению трех лет с момента регистрации юр. лица.
Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать:
- полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;
- предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;
- периоды, за которые проводится проверка;
- должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.