Проверка пожарная инспекция

1. КОГО ПРОВЕРЯЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЖАРНЫЙ НАДЗОР


Государственная пожарная инспекция проверяет все субъекты осуществляющие предпринимательскую деятельность, будь то индивидуальный предприниматель или юридическое лицо.

2. ЧТО ПРОВЕРЯЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПОЖАРНЫЙ НАДЗОР


Закон №294-ФЗ регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также устанавливает основные принципы проведения таких контрольных мероприятий.

Права государственных инспекторов по пожарному надзору:
1. Осуществлять государственный пожарный надзор (ГПН) за соблюдением требований пожарной безопасности в организации.
2. Проводить обследования и проверку территорий, зданий, сооружений, помещений Вашей организации и других объектов (в том числе в нерабочее время);
3. Входить беспрепятственно в порядке, установленном законодательством РФ, в помещения при наличии достоверных данных о нарушении требований пожарной безопасности, создающих угрозу возникновения пожара и (или) угрозу безопасности людей;
4. Требовать представления документов, информации, образцов (проб) продукции, если они относятся к предмету проверки;
5. Давать руководителям юридических лиц и должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности;
6. В отдельных случаях они могут приостанавливать на короткий срок (до рассмотрения дела судом) работу Вашей организации.

В результате проведения контроля над пожарной безопасностью инспекторы:
  • Вносят представления об устранении причин и условий, способствующих совершению административных правонарушений в области пожарной безопасности
  • Составляют протоколы;
  • Рассматривают дела об административных правонарушениях;
  • Назначают в соответствии с законодательством РФ административные наказания.

Инспекторы по пожарному надзору не вправе:
1. Проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к их компетенции;
2. Осуществлять плановые проверки, если при их проведении не присутствуют сам партнер или работники Вашей организации, или их представители;
3. Распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проверки, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ,
4. Превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю;
5. Требовать представления документов, информации, образцов (проб) продукции, если таковые не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки;
6. Изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;
7. Требовать образцы продукции для проведения их исследований, экспертизы без оформления акта об отборе образцов продукции в установленной форме и в количестве превышающем, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами.

Во время проверки пожарные инспекторы обращают внимание на наличие и верное оформление следующих документов:
  • приказ руководителя об организации в компании, обучения сотрудников, мерам пожарной безопасности;
  • приказ руководителя о назначении сотрудников, ответственных за пожарную безопасность организации;
  • инструкцию о мерах пожарной безопасности;
  • графики повторных и вводных противопожарных инструктажей проводятся, утвержденным руководителем организации;
  • журналы учета инструктажей.

Предоставляет собственник здания:
  • планы эвакуации;
  • акты проверки средств пожарной автоматики;
  • проектную и исполнительную документацию на здания и системы противопожарной защиты.
  • другие документы.

Примечание!
Ряд документов в копиях может приобщаться к материалам проверки, при этом инспектор ставит необходимую отметку. Если управляющий организации откажется предоставить контролерам затребованную документацию, которая нужна для оценки технического состояния объекта, это также отмечается в акте по результатам проверки.

Перечень нормативов пожарной безопасности, на которые обращают внимание пожарные инспекторы:
  • Общие правила, которые приведены в разделе I ППБ 01-03, касаются и обязательны для исполнения всеми без исключения организациями, независимо от отраслевой принадлежности;
  • Приказ руководителя организации и инструкцию о мерах пожарной безопасности, которая в соответствии с п. 6 ППБ 01-03 должна быть в каждом филиале.

В инструкции о мерах пожарной безопасности должны быть отражены следующие сведения (приложение 1 к ППБ 01-03):
1) Порядок содержания территории, зданий и помещений, в том числе эвакуационных путей;
2) Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности во время технологических процессов, эксплуатации оборудования, производства пожароопасных работ;
3) Порядок и нормы хранения, транспортировки взрывопожароопасных веществ и пожароопасных веществ и материалов;
4) Места курения;
5) Порядок сбора, хранения и удаления горючих веществ и материалов, содержания и хранения спецодежды;
6) Предельные показания контрольно-измерительных приборов (манометры, термометры и др.), отклонения от которых могут вызвать пожар или взрыв;
7) Обязанности и действия работников при пожаре:
- правила вызова пожарной охраны;
- порядок аварийной остановки технологического оборудования;
- порядок отключения вентиляции и электрооборудования;
- правила применения средств пожаротушения и установок пожарной автоматики;
8) порядок эвакуации горючих веществ и материальных ценностей.
В соответствии с п. 7 ППБ 01-03 все сотрудники организации должны допускаться к работе только после прохождения противопожарного инструктажа, а при изменении специфики работы проходить дополнительное обучение по предупреждению и тушению возможных пожаров. Порядок проведения, периодичность и перечень вопросов инструктажей определен приказом МЧС РФ от 12.12.2007 N 645 (с изменениями от 27.01.2009).

Примечание!
Если в проверяемой организации какой-либо сотрудник не прошел противопожарный инструктаж, государственный пожарный инспектор отметит данное нарушение в акте.

Согласно п. 33 ППБ 01-03 около оборудования, имеющего повышенную пожарную опасность, нужно вывешивать стандартные знаки безопасности.

Противопожарные инструктажи
Вводный противопожарный инструктаж в организации проводится управляющим организации или лицом, ответственным за пожарную безопасность, назначенным приказом (распоряжением) руководителя. Вводный инструктаж проводится в специально оборудованном помещении с использованием наглядных пособий и учебно-методических материалов.
Вводный противопожарный инструктаж проводится со всеми работниками, вновь принимаемыми на работу, независимо от их образования, стажа работы в профессии (должности).
Повторный противопожарный инструктаж проводится лицом, ответственным за пожарную безопасность, назначенным приказом (распоряжением) руководителя организации со всеми работниками, независимо от квалификации, образования, стажа, характера выполняемой работы, не реже одного раза в год, а с работниками организации, имеющих пожароопасное производство, не реже одного раза в полугодие (п.22 Приказа МЧС РФ от 12.12.2007 г. № 645).
Повторный и вводный противопожарные инструктажи проводятся в соответствии с графиком проведения занятий, утвержденным руководителем организации.

Внеплановая проверка на объекте может быть организована противопожарной службой в случае поступления информации от третьей стороны о возникновении угрозы ЧС на объекте. Распоряжение руководителя территориального органа ГПС также является обязательным условием для проверки.

3. ВИДЫ ПРОВЕРОК


Органы пожарного контроля вправе проводить плановые, повторные и внеплановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, независимо от их формы собственности.
Плановые проверки в отношении одного филиала могут проводиться не чаще, чем один раз в 2 года, по факту и намного реже. Плановые проверки проводятся в соответствии с ежегодным планом, который размещается на официальном сайте органа государственного контроля или органа муниципального контроля.

4. СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРКИ ГПН


По закону РФ срок проведения проверки ГПН не должен длиться дольше, чем 20 рабочих дней.
Исключения составляют случаи, при которых сотруднику пожнадзора необходимо провести сложные/длительные экспертизы (испытания либо исследования). Основой для этого могут стать мотивированные предложения должностных лиц ГПН при выездной инспекции. В таких ситуациях продлевают сроки проверки еще на 20 рабочих дней, но не больше.
Проверки объекта защиты планируются в органах госпожнадзора заранее. О предстоящем обследовании руководителя (собственника) должны предупредить не меньше, чем за 3 дня (в случае плановой проверки) либо 1 сутки (при внеплановом обследовании) до его начала, путем отправки уведомления.

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ


Ответственность за размещение огнетушителей и планов пожарной эвакуации людей в помещении, установку и тестирование автоматическими установками пожаротушения и пожарной сигнализации должна возлагается на собственника помещения, а не партнера.

Примечание!
В зданиях, где не требуются технические средства оповещения людей о пожаре, собственник объекта должен определить порядок оповещения людей о пожаре и назначить ответственных за это лиц.

Собственник и арендатор имеют полное право по своему усмотрению в договоре аренды предусмотреть обязанности сторон по вопросам пожарной безопасности и определить лицо, которое будет нести ответственность. Однако, в случае если данный вопрос в договоре аренды не урегулирован, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности может быть возложена как на арендатора, так и на арендодателя в зависимости от того, чье противоправное, виновное действие (бездействие) образовало состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Часто встречающиеся нарушения правил пожарной безопасности:
  • Отсутствие или неисправность системы автоматический пожарной сигнализации;
  • Отсутствие или неисправность системы оповещения людей и управления эвакуацией;
  • Отсутствие или неисправность системы автоматического пожаротушения;
  • Отсутствие или неисправность системы автоматического внутристеллажного пожаротушения;
  • Отсутствие или неисправность системы дымоудаления;
  • Заужение ширины эвакуационных коридоров, проходов;
  • Заужение ширины выходов на лестничные клетки и непосредственно наружу;
  • Заужение ширины лестничных маршей и площадок;
  • Отсутствие второго эвакуационного выхода;
  • Отсутствие (недостаточность) естественного освещения в коридорах и подвалах;
  • Наличие турникетов и других препятствий на путях эвакуации;
  • Эвакуационные выходы не рассредоточены;
  • Загромождение (несоблюдение технических норм или отсутствие) путей эвакуации;
  • Отделка путей эвакуации горючими материалами;
  • Нарушения противопожарного режима.

По итогам плановой или внеплановой проверки инспектор составляет акт в двух экземплярах, в котором отражается краткая характеристика пожарной безопасности объекта. В течение 10 дней со дня окончания проверки акт вручается под роспись представителю организации или направляется по почте. В случае выявления административного правонарушения, инспектором составляется протокол в порядке, установленном законодательством, как в отношении юридического, так и физического лица, допустившего нарушения.

Нарушение требований пожарной безопасности влечет предупреждение или наложение административного штрафа.