Налоговая проверка

Роспотребнадзор может проверить практически любое предприятие, но чаще всего проверяется бизнес, работающий в сфере потребительских отношений, то есть тесно связанный с населением. Предприятия торговли, производства продуктов питания, оказывающие услуги различного характера, образования – вот далеко не полный перечень организаций, которые могут быть проинспектированы сотрудниками Роспотребнадзора.

1. ВИДЫ ПРОВЕРОК


Роспотребнадзор, в рамках действующего законодательства, может проводить проверки следующих основных видов:
Плановые, осуществляемые каждые 3 года на базе графика, составляемого на год. Ознакомиться с планом можно на официальном сайте регионального Роспотребнадзора (в соответствующем окошке). В нем расписано, когда, кого и на что будут проверять. О начале плановой проверки предприниматель будет обязательно проинформирован минимум за три дня до ее начала. Уведомление может быть отправлено по почте или передано лично в руки.
Внеплановые, которые проводятся на основании жалоб и обращений граждан, а также для контроля выполнения ранее вынесенных предписаний на устранение нарушений. Проверка не проводится на основании анонимных или не содержащих реальные сведения заявлений. К тому же любая внеплановая проверка должна быть согласована с прокуратурой. В критических случаях, когда существует реальная угроза здоровью человека и животным, проверка проводится без санкции прокуратуры;
Выездные или документарные. Этот вид проверок определяет саму процедуру взаимоотношений инспектора и бизнеса. Сотрудник Роспотребнадзора может лично посетить предприятие, подлежащее проверке, или запросить пакет документов для исследования на собственном рабочем месте.

2. ЧТО ПРОВЕРЯЕТ РОСПОТРЕБНАДЗОР


В юрисдикцию Роспотребнадзора включено множество разнообразных функций, которые осуществляют специалисты разных направлений. Этой организации переданы все контрольно-ревизионные полномочия, ранее осуществляемые санитарно-эпидемическими станциями (нормы СанПин).

Роспотребнадзор осуществляет контроль по следующим направлениям:
  • Соблюдение законодательства в области защиты прав потребителей;
  • Мониторинг санитарной и эпидемиологической обстановки на предприятиях;
  • Аудит гигиенической и социальной обстановки предприятий;
  • Соблюдение норм и законов в сфере энергосбережения.

После поступления жалоб в территориальный отдел Роспотребнадзора может инициировать проверку:
  • Оформления трудовых отношений с сотрудниками;
  • Квалификации и аттестации работников, наличия санкнижек;
  • Соответствия помещений стандартам (визуальный осмотр и замеры).

Во время проверки инспекторы Роспотребнадзора обращают внимание на наличие и верное оформление следующих документов:
  • Учредительные документы (ИНН, Устав);
  • Санитарные книжки сотрудников (если требуются);
  • Программа производственного контроля (как контролируются температура и освещенность в помещениях, как часто происходит стирка белья и уборка);
  • Лицензии на осуществление деятельности;
  • Вывески;
  • Уголки потребителя;
  • Прейскуранты цен, каталоги;
  • Документы на право владения или аренды помещения;
  • Договоры со сторонними организациями, предоставляющими услуги вывоза и утилизации мусора, дезинфекции и т. п.;
  • Журналы санитарных и эпидемиологических проверок;
  • Журнал учета средств дезинфекции.

3. КАК ПРОХОДИТ ПРОВЕРКА РОСПОТРЕБНАДЗОРА


Начинаются плановые инспекции обычно с аудита пакета документов. Роспотребнадзор запрашивает у проверяемого предпринимателя пакет документов. К запросу обязательно прилагается заверенная копия приказа о проверке.
С 2016 года инспектор не может требовать документы и любые сведения, находящиеся в государственных реестрах (то, что они могут проверить самостоятельно, например: ИНН).

Примечание!
Предоставить копии документов с подписью проверяемого необходимо в течение десяти рабочих дней с даты получения запроса.

Если запрашиваемый документ относится к предмету проверки и не находится в государственной инфосистеме, то уклониться от его предоставления невозможно. В противном случае это грозит предпринимателю административным штрафом.
Первый важный этап выездной проверки – предъявление инспектором личного удостоверения и приказа о проведении проверки, где указано кто, когда, кого, на каком основании и как будут инспектировать.
Итогом проверки выступает акт (или заключение), где перечисляются обнаруженные нарушения и предписание дальнейших действий по их устранению. Один экземпляр заключения остается у инспектора, второй вручается проверяемому предпринимателю.

Обязательно должна быть отражена информация:
  • Когда и где составлено заключение;
  • Какой орган провел контрольные мероприятия, какие эксперты непосредственно участвовали в проверке;
  • Реквизиты распоряжения о начале проверки;
  • Сведения о проверяемом предприятии, данные его руководителя (или представителя), который присутствовал во время проверки;
  • Дата начала и окончания проверки;
  • Какие были обнаружены нарушения;
  • Подтверждение руководителя фирмы ознакомления с актом (вместо подтверждения можно сразу написать отказ от заключения с указанием причин);
  • Отметка о внесении записи о проверке в журнал учета (или о причинах, почему это не было сделано);
  • Подписи всех специалистов, принимавших участие в проверке.

В журнале контроля инспекций проверяющий оставляет свою отметку.
Записывается:
  • Какой орган проводил проверку;
  • Данные всех экспертов, участвовавших в инспекции;
  • Когда состоялась проверка, сколько она продлилась;
  • Основания для проверки, цели и задачи исследования;
  • Перечень обнаруженных нарушений;
  • Реквизиты заключения, составленного по итогам проверки.

Примечание!
Обжаловать заключение можно в течение трех месяцев с момента получения предписаний. Жалобу можно отправить сразу в суд или в вышестоящую структуру проверяющего органа. В документе необходимо указать, какие ошибки допустили инспекторы.

По итогам проверки, выявившей нарушения, инспектор от Роспотребнадзора может:
  1. Составить обязательные к исполнению предписания;
  2. Наложить штраф;
  3. Приостановить работу предприятия до исправления нарушений;
  4. Передать дело в суд (например, по подозрению в причастности фирмы к массовому заболеванию населения).

Нарушения со стороны инспекции
Для проверяющих от Роспотребнадзора законом тоже установлены свои рамки.
Проверяемый предприниматель обязан знать о них, следить за выполнением:
  1. Плановая проверка не будет признана легитимной, если она состоялась без присутствия должностных лиц или представителей проверяемого юридического лица. Ее результаты можно легко обжаловать. Исключение возможно только в том случае, если поступила информация о нарушениях, несущих угрозу здоровью людей или животных, либо государственной безопасности;
  2. Инспекторы не вправе забирать оригиналы документов, запрашивать данные, не относящиеся к предмету проверки;
  3. Должны соблюдаться сроки проверки;
  4. Забирать образцы для анализа инспектор может только в установленных нормах и с обязательным составлением соответствующих актов;
  5. Инспектор не вправе выдавать предписания о проведении каких-либо контрольных мероприятий за счет проверяемого;
  6. Любые результаты проверки считаются охраняемой законом тайной, и разглашать ее инспекторы не имеют права;
  7. Инспектор не может требовать оплату проверки или отдельных контрольных мероприятий.


4. СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК РОСПОТРЕБНАДЗОРА


Продлиться проверка по закону может максимум 20 дней, но бывают и исключения, когда по распоряжению Роспотребнадзора срок увеличивается. Предпринимателя обязательно оповестят о продлении проверки. Хотя и порядок этого оповещения в законе не прописан.
Однако, в ситуации, когда изначально проводилась документарная проверка, но затем она перешла в выездную, то общий срок будет составлять уже 40 суток.
Максимальная длительность выездной проверки на малом предприятии — 50 часов в год, а на микропредприятии — 15 часов.
Выездная плановая проверка продляется, если требуются сложные исследования. Максимальный срок продления — 20 рабочих дней.
Выдвинуть предложение о продлении вправе проводящий проверку эксперт, но утвердить его должно лицо, которое ранее подписано приказ о проведении проверки.

Примечание!
Продлевать сроки проверок малых и микропредприятий могут только главные государственные санитарные врачи.

5. ШТРАФЫ ОТ РОСПОТРЕБНАДЗОРА


Ответственность за нарушения и ошибки, которые может выявить проверка Роспотребнадзора, бывает:
  1. Дисциплинарной;
  2. Административной;
  3. Гражданско-правовой;
  4. Уголовной (например, продажа алкоголя детям, незаконное предпринимательство, оборот фальсифицированных лекарств).

Примечание!
Самый распространенный вид ответственности перед Роспотребнадзором все же административный. Штрафы Роспотребнадзора варьируются в среднем от 20000 до 200000 рублей.

Также деятельность компании может быть приостановлена для устранения нарушений. За любое неисполнение предписаний инспекции нарушитель привлекается к административной ответственности.

Например, к административным относят следующие нарушения:
  1. Невыполнение санитарно-гигиенических мероприятий;
  2. Реализация товаров (услуг), по качеству не соответствующих закону;
  3. Нарушение порядка использования ККМ;
  4. Отказ клиенту в выдаче чека, квитанции или другого документа, подтверждающего оплату услуг;
  5. Обман клиентов (например, обвес);
  6. Отказ в предоставлении потребителю информации о товаре или введение в заблуждение.

6. КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ПРОВЕРКЕ РОСПОТРЕБНАДЗОРА


Примечание!
Самый надежный, но недешевый способ подготовиться к проверке – обратиться за помощью к специалистам. Множество компаний предлагает свои услуги по консультированию, сбору документов и организации санитарных мероприятий.

Самостоятельно и за короткий срок привести в порядок всю свою деятельность практически невозможно. Поэтому самое верное решение – вести свой бизнес так, чтобы пришедшему в любой момент эксперту было не к чему придраться.
Всегда держите в порядке санитарные книжки сотрудников, сертификаты на продукцию, соблюдайте сроки и условия хранения товара, вовремя проводите уборку и дезинфекцию, следите за вывесками, ценниками и уголком потребителя.
Чтобы проверить себя, ознакомьтесь с перечнем наиболее распространенных нарушений.

Распространенные нарушения
Рассмотрим самые частые нарушения, которые обнаруживает Роспотребнадзор.

Нарушения:
  1. Нет ультрафиолетовых ламп и учета их работы;
  2. Нарушение правил обработки;
  3. Нет маркировок на дезинфицирующих и прочих средствах;
  4. Не разделены рабочие зоны;
  5. Нет специальной зоны, отведенной для мусора;
  6. Неудовлетворительное санитарное состояние помещений;
  7. Сотрудники не прошли медицинский осмотр;
  8. Нет вывески на входе.

Как вести себя во время проверки?

Вне зависимости от того, пришла к вам проверка по плану или вне графика, не паникуйте, а постарайтесь следовать нашим советам:
  1. Пригласите юриста. Оповестите о приходе инспекции остальных работников;
  2. Попросите инспекторов предъявить удостоверения и приказ о начале проверки. Тщательно проверьте документы на соответствие имен, названий и дат;
  3. Изучите распоряжение о проверке (план мероприятий, перечень необходимых документов), следите, чтобы инспекция не выходила за указанные рамки;
  4. Попросите проверяющих поставить подпись в журнале учета контрольных мероприятий;
  5. После проверки внимательно ознакомьтесь с ее результатами, занесенными в акт проверки.