Роспотребнадзор может проверить практически любое предприятие, но чаще всего проверяется бизнес, работающий в сфере потребительских отношений, то есть тесно связанный с населением. Предприятия торговли, производства продуктов питания, оказывающие услуги различного характера, образования – вот далеко не полный перечень организаций, которые могут быть проинспектированы сотрудниками Роспотребнадзора.
1. ВИДЫ ПРОВЕРОК
Роспотребнадзор, в рамках действующего законодательства, может проводить проверки следующих основных видов:
Плановые, осуществляемые каждые 3 года на базе графика, составляемого на год. Ознакомиться с планом можно на официальном сайте регионального Роспотребнадзора (в соответствующем окошке). В нем расписано, когда, кого и на что будут проверять. О начале плановой проверки предприниматель будет обязательно проинформирован минимум за три дня до ее начала. Уведомление может быть отправлено по почте или передано лично в руки.
Внеплановые, которые проводятся на основании жалоб и обращений граждан, а также для контроля выполнения ранее вынесенных предписаний на устранение нарушений. Проверка не проводится на основании анонимных или не содержащих реальные сведения заявлений. К тому же любая внеплановая проверка должна быть согласована с прокуратурой. В критических случаях, когда существует реальная угроза здоровью человека и животным, проверка проводится без санкции прокуратуры;
Выездные или документарные. Этот вид проверок определяет саму процедуру взаимоотношений инспектора и бизнеса. Сотрудник Роспотребнадзора может лично посетить предприятие, подлежащее проверке, или запросить пакет документов для исследования на собственном рабочем месте.
2. ЧТО ПРОВЕРЯЕТ РОСПОТРЕБНАДЗОР
В юрисдикцию Роспотребнадзора включено множество разнообразных функций, которые осуществляют специалисты разных направлений. Этой организации переданы все контрольно-ревизионные полномочия, ранее осуществляемые санитарно-эпидемическими станциями (нормы СанПин).
Роспотребнадзор осуществляет контроль по следующим направлениям:
- Соблюдение законодательства в области защиты прав потребителей;
- Мониторинг санитарной и эпидемиологической обстановки на предприятиях;
- Аудит гигиенической и социальной обстановки предприятий;
- Соблюдение норм и законов в сфере энергосбережения.
После поступления жалоб в территориальный отдел Роспотребнадзора может инициировать проверку:
- Оформления трудовых отношений с сотрудниками;
- Квалификации и аттестации работников, наличия санкнижек;
- Соответствия помещений стандартам (визуальный осмотр и замеры).
Во время проверки инспекторы Роспотребнадзора обращают внимание на наличие и верное оформление следующих документов:
- Учредительные документы (ИНН, Устав);
- Санитарные книжки сотрудников (если требуются);
- Программа производственного контроля (как контролируются температура и освещенность в помещениях, как часто происходит стирка белья и уборка);
- Лицензии на осуществление деятельности;
- Вывески;
- Уголки потребителя;
- Прейскуранты цен, каталоги;
- Документы на право владения или аренды помещения;
- Договоры со сторонними организациями, предоставляющими услуги вывоза и утилизации мусора, дезинфекции и т. п.;
- Журналы санитарных и эпидемиологических проверок;
- Журнал учета средств дезинфекции.
3. КАК ПРОХОДИТ ПРОВЕРКА РОСПОТРЕБНАДЗОРА
Начинаются плановые инспекции обычно с аудита пакета документов. Роспотребнадзор запрашивает у проверяемого предпринимателя пакет документов. К запросу обязательно прилагается заверенная копия приказа о проверке.
С 2016 года инспектор не может требовать документы и любые сведения, находящиеся в государственных реестрах (то, что они могут проверить самостоятельно, например: ИНН).
Примечание!
Предоставить копии документов с подписью проверяемого необходимо в течение десяти рабочих дней с даты получения запроса.
Если запрашиваемый документ относится к предмету проверки и не находится в государственной инфосистеме, то уклониться от его предоставления невозможно. В противном случае это грозит предпринимателю административным штрафом.
Первый важный этап выездной проверки – предъявление инспектором личного удостоверения и приказа о проведении проверки, где указано кто, когда, кого, на каком основании и как будут инспектировать.
Итогом проверки выступает акт (или заключение), где перечисляются обнаруженные нарушения и предписание дальнейших действий по их устранению. Один экземпляр заключения остается у инспектора, второй вручается проверяемому предпринимателю.
Обязательно должна быть отражена информация:
- Когда и где составлено заключение;
- Какой орган провел контрольные мероприятия, какие эксперты непосредственно участвовали в проверке;
- Реквизиты распоряжения о начале проверки;
- Сведения о проверяемом предприятии, данные его руководителя (или представителя), который присутствовал во время проверки;
- Дата начала и окончания проверки;
- Какие были обнаружены нарушения;
- Подтверждение руководителя фирмы ознакомления с актом (вместо подтверждения можно сразу написать отказ от заключения с указанием причин);
- Отметка о внесении записи о проверке в журнал учета (или о причинах, почему это не было сделано);
- Подписи всех специалистов, принимавших участие в проверке.
В журнале контроля инспекций проверяющий оставляет свою отметку.
Записывается:
- Какой орган проводил проверку;
- Данные всех экспертов, участвовавших в инспекции;
- Когда состоялась проверка, сколько она продлилась;
- Основания для проверки, цели и задачи исследования;
- Перечень обнаруженных нарушений;
- Реквизиты заключения, составленного по итогам проверки.
Примечание!
Обжаловать заключение можно в течение трех месяцев с момента получения предписаний. Жалобу можно отправить сразу в суд или в вышестоящую структуру проверяющего органа. В документе необходимо указать, какие ошибки допустили инспекторы.
По итогам проверки, выявившей нарушения, инспектор от Роспотребнадзора может:
- Составить обязательные к исполнению предписания;
- Наложить штраф;
- Приостановить работу предприятия до исправления нарушений;
- Передать дело в суд (например, по подозрению в причастности фирмы к массовому заболеванию населения).
Нарушения со стороны инспекции
Для проверяющих от Роспотребнадзора законом тоже установлены свои рамки.
Проверяемый предприниматель обязан знать о них, следить за выполнением:
- Плановая проверка не будет признана легитимной, если она состоялась без присутствия должностных лиц или представителей проверяемого юридического лица. Ее результаты можно легко обжаловать. Исключение возможно только в том случае, если поступила информация о нарушениях, несущих угрозу здоровью людей или животных, либо государственной безопасности;
- Инспекторы не вправе забирать оригиналы документов, запрашивать данные, не относящиеся к предмету проверки;
- Должны соблюдаться сроки проверки;
- Забирать образцы для анализа инспектор может только в установленных нормах и с обязательным составлением соответствующих актов;
- Инспектор не вправе выдавать предписания о проведении каких-либо контрольных мероприятий за счет проверяемого;
- Любые результаты проверки считаются охраняемой законом тайной, и разглашать ее инспекторы не имеют права;
- Инспектор не может требовать оплату проверки или отдельных контрольных мероприятий.
4. СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОВЕРОК РОСПОТРЕБНАДЗОРА
Продлиться проверка по закону может максимум 20 дней, но бывают и исключения, когда по распоряжению Роспотребнадзора срок увеличивается. Предпринимателя обязательно оповестят о продлении проверки. Хотя и порядок этого оповещения в законе не прописан.
Однако, в ситуации, когда изначально проводилась документарная проверка, но затем она перешла в выездную, то общий срок будет составлять уже 40 суток.
Максимальная длительность выездной проверки на малом предприятии — 50 часов в год, а на микропредприятии — 15 часов.
Выездная плановая проверка продляется, если требуются сложные исследования. Максимальный срок продления — 20 рабочих дней.
Выдвинуть предложение о продлении вправе проводящий проверку эксперт, но утвердить его должно лицо, которое ранее подписано приказ о проведении проверки.
Примечание!
Продлевать сроки проверок малых и микропредприятий могут только главные государственные санитарные врачи.
5. ШТРАФЫ ОТ РОСПОТРЕБНАДЗОРА
Ответственность за нарушения и ошибки, которые может выявить проверка Роспотребнадзора, бывает:
- Дисциплинарной;
- Административной;
- Гражданско-правовой;
- Уголовной (например, продажа алкоголя детям, незаконное предпринимательство, оборот фальсифицированных лекарств).
Примечание!
Самый распространенный вид ответственности перед Роспотребнадзором все же административный. Штрафы Роспотребнадзора варьируются в среднем от 20000 до 200000 рублей.
Также деятельность компании может быть приостановлена для устранения нарушений. За любое неисполнение предписаний инспекции нарушитель привлекается к административной ответственности.
Например, к административным относят следующие нарушения:
- Невыполнение санитарно-гигиенических мероприятий;
- Реализация товаров (услуг), по качеству не соответствующих закону;
- Нарушение порядка использования ККМ;
- Отказ клиенту в выдаче чека, квитанции или другого документа, подтверждающего оплату услуг;
- Обман клиентов (например, обвес);
- Отказ в предоставлении потребителю информации о товаре или введение в заблуждение.