Сбалансированная система показателей
Что такое Сбалансированная система показателей?
Система сбалансированных показателей (Balanced ScoreCard, BSC) — это один из ключевых инструментов управления, который позволяет отслеживать достижение целей в в процессе реализации стратегии.
Иначе говоря, это инструмент мониторинга и контроля ключевых показателей, с помощью которого можно наглядно отслеживать процесс развития компании и своевременно выявлять слабые зоны и точки роста.

Только оперативное получение информации о деятельности компании поможет руководству своевременно принять решение. В то же время, оперативные действия компании должны быть скоординированы и направлены на достижение определенных долгосрочных целей, иначе есть риск остаться на месте. Для этого компания должна уметь верно идентифицировать свою стратегию и мобилизовать все ресурсы для достижения поставленных стратегических целей.

Подготовка к построению ССП

На уровне планирования создается стратегическая карта со связями между задачами, которые необходимо выполнить для достижения цели (Инициатива ССП). При этом целевой результат определяется сразу по 4 направлениям: финансы, клиенты (или потребители), внутренние бизнес-процессы и развитие персонала.

Затем проводится стратегический анализ, оценивающий возможные перспективы развития компании. Лучше всего здесь подойдет SWOT-анализ, позволяющий оценить факторы внутренней и внешней среды, возможные перспективы и риски, связанные с реализацией стратегии.

После чего разрабатывается стратегия достижения целей по всем 4 направлениям.
Мы рекомендуем разрабатывать подобную стратегию на 1 год, поскольку за меньший срок проблематично отследить изменение показателей и объективно оценить эффективность проводимых мероприятий, а на больший период тяжело разработать саму стратегию, учитывающую все возможные внутренние и внешние факторы, риски и возможности.

Этап разработки стратегии (или плана развития компании) можно пройти двумя путями:
  1. Разрабатывается гипотеза → оценивается степень её влияния на выбранные метрики → разрабатывается план проведения мероприятий → считается итоговый результат, который и фиксируется в таблице ССП;
  2. Первым шагом ставится цель, например заработать за год 1 000 000 → поставленный цель декомпозируется на 12 месяцев (необходимо зарабатывать по ~ 85 000 в месяц) → разрабатываются соответствующие инициативы (на год или на каждый из месяцев) → для каждой из инициатив ставится только один ответственный → в таблице ССП фиксируются ежемесячные показатели, на основании которых оценивается эффективность проводимых мероприятий и принимаются своевременные управленческие решения.

Очевидно, второй вариант проще как в самом планировании, так и в реализации, и не требует специальных навыков и глубокого понимания процесса стратегического планирования.

В завершенном виде стратегия или план развития компании выглядит так:

Стратегические цели (заработать 1 000 000) → Показатели (за счет снижения расходов, увеличения количества клиентов или сокращения времени обработки заявок) → Целевые значения (+50 новых клиентов каждый месяц) → Стратегические инициативы, мероприятия (внедрение автоматизированной системы обработки заявок)


Такими образом вы получите ядро ССП, визуальное отображение которого будет являться стратегической картой организации:
Достижение поставленных целей отслеживают с помощью Key Performance Indicators — ключевых показателей, которые позволяют оценить результативность проведенной работы. KPI служат своеобразными маяками, с помощью которых можно понять, в какой мере были достигнуты запланированные значения.

ССП позволяет определиться с целями и сроками их достижения, а также понять, кто будет отвечать за результат и каким образом будут реализовываться планы.